История храма

cropped-графика-Д.А.ДроздецкогоСело Марьино (после революции стало именоваться деревней) в древности называлось «Марьина Гора». Первые сведения о нём восходят к 1585 г., когда «Марьина Гора» принадлежала Михаилу и Луке Ивановым. А с середины XVII века история села тесно связана с именами многих крупных российских государственных деятелей.

В 1646 г. оно – во владении князя Евфимия Фёдоровича Мышецкого. Он в период Семибоярщины воевал под Ладогой, в 1621 г. был воеводой в Саратове, в 1625 г. в Мангазее (самый северный русский город того времени). В 1633 г. был послан воеводой под Смоленск в помощь окружённой армии М.Б. Шеина. В 1635 г. – воевода в Свияжске. В 1641 г. — в посольстве к грузинскому царю Теймуразу. В 1646 г. – второй судья Судного приказа. В 1652 г. – воевода в Великом Устюге.
В 1659 г. селом (двумя третями) владел уже его сын, князь Борис Ефимович Мышецкий. С 1644 г. он стряпчий, с 1647 стольник, в 1654 г. участвовал в Литовском походе, в 1661 г. разбил войска полковника Сулимы под Переяславцем, в 1664-1665 гг. участвовал в войне с Польшей, в 1668 г. воевал против крымских татар, в 1671 г. участвовал в подавлении бунта Стеньки Разина, в 1673 г. был осадным воеводой в Белгороде, в 1689 г. отставлен от службы по старости и болезням. В 1685 г. другой частью села (одной третью) владела вдова князя Ивана Даниловича Мышецкого, княгиня Наталья. После князя Бориса Мышецкого (с 1694 г.) двумя третями села владел князь Григорий Борисович Мышецкий.
В 1700 г. в селе стояла деревянная церковь (освящена в 1701 г.), построенная князем Григорием Борисовичем Мышецким. В 1703 г. треть села продана Савве Григорьевичу Сандыреву. Он и князь Г.Б. Мышецкий в 1717 и 1738 гг. продали свои доли действительному тайному советнику, графу Ивану Гавриловичу Головкину (1687-1734), который с 1725 был посланником в Голландии, с 1728 г. – сенатором.
В 1728 г. церковь перестроена по прошению графа И.Г. Головкина. После его смерти селом владел его сын, действительный тайный советник, граф Гавриил Иванович Головкин (умер в 1787 г.). В 1756 г. он продал село полковнику Петру Андреевичу Толстому (жена Прасковья Фёдоровна, урождённая княжна Голицына), который в 1759 г. построил ныне существующую деревянную церковь.
С 1790 по 1799 г.г. селом владел А.А. Казаков, в 1800 г – адмирал, граф Юлий Помпеевич Литта (1762-1839). Он был послом Мальтийского ордена в России, капитаном орденского флота. Чтобы жениться на молодой вдове графа Скавронского, статс-даме, племяннице Г. Потёмкина, Екатерине Васильевне Энгельгард (1761-1829), он через императора Павла I просил римского папу о снятии обета безбрачия, принял русское подданство. Юлий Помпеевич был назначен обер-камергером двора, членом Государственного Совета. После него, с 1812 г., недолгое время селом владел генерал А.П. Ермолов.
В середине XIX в. владельцами Марьина были И.А. Решетников и А.К. Галлер, с 1890 г. – купец Н.И. Хлебников, который в 1902 г. завещал усадьбу Московскому уездному земству.

О священниках, служивших в Знаменском храме известно немногое. С 1792 г. настоятелем храма был отец Никифор Феопемптов Стрельцов. Его сын, Алексий Никифоров Стрельцов, был сначала диаконом  (с 1824 г.), а впоследствии стал настоятелем (с 1837 г.) этой церкви, вместо своего батюшки.  Третьего священника, о котором имеется упоминание в архивах, звали Степан Осипович Холмогоров. Достоверно известно, что он служил в Знаменской церкви в тяжелое межреволюционное время (1912 г.).

Первая фотография 1920-х гг.

Первая фотография 1920-х гг.

 

В 1934 г. храм был закрыт и перестроен под клуб. От разорённой усадьбы остался старинный парк.

 

1 июля 1989 г.

1 июля 1989 г.

 

В 1994 г. Знаменский храм деревни Марьино был возвращён Церкви.

 

1 июля 1997 г.

1 июля 1997 г.

1998 г.

1998 г.

 

 

 

 

 

Но настоящее возрождение приходской жизни началось только в июле 2007 г.: богослужения стали совершаться постоянно, при храме действует воскресная школа, ведётся социальная работа.

 

22 июля 2007 г.

22 июля 2007 г.

DSC_0877

Внутреннее убранство храма в 2008 г. 

10 декабря 2012 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери "Знамение" состоялась первая архиерейская служба в Знаменском храме д. Марьино

10 декабря 2012 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери "Знамение" состоялась первая архиерейская служба в Знаменском храме д. Марьино 

В 2013 г. церковь была полностью отреставрирована по проекту известного архитектора-реставратора Ольги Васильевны Гаевой, заведующей Отделом (в Управлении) организации работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия Министерства культуры Московской области, постоянного члена Координационного совета Московской епархии и Министерства культуры Московской области.
Средства на содержание и восстановление храма жертвовали многие люди и организации, и о них всех с благодарностью молятся настоятель, церковнослужители и прихожане, но основными благотворителями стали известный бизнесмен Сергей Александрович Перетрухин и его супруга Юлия Борисовна Полицина. На их средства была проведена полная реставрация храма, построены приходский дом и звонница, благоустроена церковная территория.

современный-видосвящение-колоколов

 

 

 

 

 

 

30 марта, в неделю четвертую Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Марьино Красногорского района и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме.

Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской православной духовной семинарии; протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа; священник Иоанн Островский, настоятель Знаменского храма, а также духовенство благочиния. За Литургией Владыка митрополит совершил две хиротонии: в диакона был посвящен Юрий Молчанов, в священники — диакон Евгений Дорофеев.
После окончания богослужения к Владыке Ювеналию со словами приветствия и благодарности за нынешнее торжество обратился настоятель храма священник Иоанн Островский. От лица духовенства и прихожан храма он преподнес Владыке икону Божией Матери «Знамение» и пожелал ему здоровья и долгоденствия на многие годы святительского служения.

В свою очередь Владыка митрополит поблагодарил отца настоятеля за памятный дар и обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом:

«Дорогой отец Иоанн, отец благочинный, Ваше Преосвященство, всечестные отцы, братия и сестры!

Мое сердце переполнено сегодня радостью переживаемого события. Древний храм, который в 1934 году был закрыт, и в течение 60 лет находился в поругании вновь был возвращен Церкви, и сегодня, благодаря вашему усердию, благодаря вашим жертвенным трудам, благодаря организации отца Иоанна, мы освятили его после реставрации Великим освящением и совершили в нем Божественную Литургию. Но еще большая радость для меня — это видеть всех вас, потому что храмы Божии мы восстанавливаем и строим не как мертвые памятники, а как место молитвы для наших верующих. Слава Богу, прошли годы лихолетья для Церкви Христовой, и сейчас руками верующих с помощью добрых людей мы и храмы Божии восстанавливаем, и строим новые, и осуществляем ту деятельность, которая была присуща Русской Православной Церкви со времен святого равноапостольного великого князя Владимира. Сохранились документы, которые свидетельствуют о том, что когда князь Владимир насадил Православную веру, то всё социальное служение, он передал Церкви. И лишь в прошлом веке насильственно прервано было это служение, и не только социальное, но и просветительское. И с помощью Божией трудами наших священников, усердных прихожан, монашествующих, мы вновь возвращаемся к этой благородной деятельности и в этом даже небольшом приходе мы это видим. Рядом с храмом построен прекрасный дом, где и трапеза осуществляется для общения с верующими после богослужения и, что самое главное, здесь есть воскресная школа, в которой дети с раннего возраста могут получить знания о вере и нравственности. Я знаю, что это большая помощь и педагогам в школе и особенно родителям, потому что они надеются в своих чадах видеть свое будущее, вырастить их достойными гражданами своего Отечества и Церкви и быть им помощниками в старости.

Святая Церковь готовит нас к празднику Святой Пасхи Господней через большой подвиг сорокадневного поста, а потом Страстной Седмицы. И каждое воскресное богослужение посвящается какому-то событию, воспоминанию, которые нас назидают. В эту неделю отмечается память преподобного Иоанна Лествичника, древнего подвижника, который, не смотря на очень строгую монашескую жизнь, имея в виду и воздержание в пище, будучи великим постником, дожил до 80 лет. Напрасно говорят, что пост вреден для организма людей. Вот вам живое свидетельство! Но преподобный Иоанн был также молитвенником и весь свой духовный опыт он изложил в книге, которая называется „Лествица“, почему мы и именуем его Лествичником. Он показал, что мы, падая, греша, находимся как бы низко, далеко от Бога, а ведь есть ступени, которые нам помогают восходить ко Господу, и он называет 30 таких ступеней. Думаю, те, которые из Вас заинтересуются, должны почитать эту книгу, и не только для того, чтобы удовлетворить свое любопытство, но и для своего назидания.

Так совпало сегодня, что мы празднуем и память святого преподобного Алексия, человека Божия. Наверное, многие знают дивное житие этого святого, но я напомню основные вехи его жизни. Он родился где-то в 460 году в Риме, получил блестящее образование, воспитание, потому что он был сыном римского сенатора. Он женился на девице из царского дома. Но с ним произошло что-то необычное, и, может быть для нас непонятное, потому что об этом не повествует житие — может быть насильно его женили, а он не хотел этого? Какое у него было настроение при этом не повествуется. Но житие его говорит о том, что после венчания он неожиданно, незаметно, покинул дом отца, сел на корабль и уехал в далекий город. Хватились его, но не нашли, и не могли понять, что произошло. А он сменил свои дорогие одежды на рубище, на нищенскую одежду и в храме просил милостыню вместе с нищими. И так прошло 17 лет. Деньги, которые он получал, он раздавал другим нищим, которые были с ним, а сам очень скудно питался, как повествует его житие — питался хлебом и водой. И красота его исчезла, потемнело лицо, и он, наконец, видя, что его начинают почитать, сел на корабль и решил уплыть в другой город. Но промыслом Божиим вышло так, что ветром корабль прибило к городу Риму, там, где жил его отец, и он не открыл себя, а его узнать было невозможно, но как неимущий, как нищий, попросил, чтобы его приютили. И недалеко от дворца ему дали хижину вместе со всеми служащими при доме. И вышло так, что из его окна было видно окно его супруги во дворце. Там не прерывалась скорбь о потерянном, а он продолжал нищенскую жизнь. Видя его уничижение, слуги издевались над ним, били его, обливали помоями, а он все переносил. И вот, когда он почувствовал, что приходит его кончина, описал свою жизнь и оставил рукопись в своей келье, а когда умер, все узнали, что это был Алексий. Многие чудеса творились от его мощей при похоронах и в течение последующих лет. Он до сих пор почитается как великий угодник Божий.

Вот какое поучение сегодня обращает к нам Святая Церковь. С одной стороны, из опыта жизни назидание нам от Иоанна Лествичника, а с другой — удивительный пример подвига святого Алексия, человека Божия. Пусть западут в ваше сердце воспоминания об этих святых и подвигнут вас к тому, к чему призывает нас Святая Церковь, что надо исполнить: поститься, каяться и молиться. И если мы исполним все это, то мы в радости духовной встретим и поклонимся Светлому Христову Воскресению, чего от души всем вам желаю, дорогие братия и сестры.

Я хотел бы поблагодарить Вас, дорогой отец Иоанн, за Ваш подвиг служения здесь, за возрождение этого намоленного древнего храма в честь Богоматери, а на молитвенную память для храма я прошу принять образ Христа Воскресшего, чтобы вы, молясь перед этой иконой, вспоминали и меня и прославляли Воскресшего Христа Спасителя.

Я очень рад, дорогие братья и сестры, что вижу ваши добрые лица в этот радостный день, и очень ценно, что молодые люди своими руками воздвигли то, что было разрушено нашими дедами и отцами. Пусть это будет залогом вашей счастливой и благословенной жизни. Спасибо вам за ваши жертвенные труды. Аминь».

общая

1 2